Методика проведения мозгового штурма (брейнсторминг)

Проводится разминка на развитие творческого воображения с помощью тестирования учащихся для определения уровня развития креативности. Под этим термином подразумевают специфику процесса, в результате которого человек создаёт что-либо новое, т.е. творит. Применительно к подросткам креативность рассматривают как способность отказываться от стереотипных способов мышления. Выделяют четыре основных признака креативности:

1.      Оригинальность – способность продуцировать необычайные ассоциации и ответы.

2.      Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3.      Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нём новые возможности.

4.      Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.

По этим признакам делят учащихся на две группы: генераторов идей и аналитиков.

Тесты для выявления учащихся – генераторов идей:

1. Тесты на оригинальность:

a)      предлагается некоторый текст, а испытуемый должен предложить к нему как можно больше названий;

b)      описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого просят перечислить всевозможные их последствия.

2. Тесты на семантическую гибкость:

a)      дано пять объектов, но только с помощью одного из них можно решить поставленную проблему.

Например, задание – разжечь огонь; объекты = авторучка, огурец, шарик, карманные часы, лампочка.

Ответ: часы, их стекло можно использовать как увеличительное стекло.

b)      дано два объекта, необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий.

3. Тест на образную адаптивную гибкость в примере:

Головоломки со спичками, где путём перемещения одной спички достигается иной результат.

Пример: IXIV = V

Решение: XIV = VI

4. Тест на семантическую спонтанную гибкость:

a)      предложить всевозможные способы применения обычных вещей ;

b)      перечислить как можно больше объектов, принадлежащих данному классу.

Тесты для выявления учащихся – аналитиков:

1. Тест «Спроси и догадайся»:

состоит из трёх частей:

a)      вопросы;

b)      предложения причин;

c)      предположения последствий.

Стержнем теста является нейтральный рисунок или словесное описание нейтральной ситуации. Например, человек наклонился над водой и рассматривает своё отражение.

В части а) испытуемого просят задать по этой картине как можно больше вопросов; в части б) он должен придумать как можно больше причин этого события; в части с) перечислить все его возможные последствия.

2. Тест «Совершенствование продуктов:

в тесте используется в качестве стимула изображение или описание какого-нибудь простого промышленного изделия, например детской игрушки. Требуется предложить интересные пути её изменения.

3. Тест «Необычайное употребление»:

аналогичен тесту 4 а) группы генераторов идей.

4. Тест «Необычайные вопросы»:

предлагает испытуемому задать как можно больше вопросов, касающихся предложенного ему объекта.

5. Тест «Просто предложи»:

требует в качестве стимула вообразить совершенно неправдоподобную ситуацию. Например, нужно представить, что к облакам привязаны верёвки, спускающиеся до земли. Испытуемый должен сказать, что из этого может получиться.

Из истории брейнсторминга

Метод с оригинальным названием мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) назван так его автором Алексом Осборном в 1939 г. С этого времени история его использования обросла легендами. Метод нашёл применение во многих странах, получил целый ряд  новых названий, предстал в виде многих модификаций. Под воздействием других, более современных методов его область применения сузилась, хотя к нему обращаются и теперь в моменты, когда человек очень увлечён своим делом или страстно желает помочь другому.

Обществу нужны яркие, оригинальные идеи. Для их выдвижения требуется необычное, нестандартное мышление, поскольку правильная идея часто противоположна очевидной.

А. Осборн задался вопросом: почему слабо используется творческий потенциал граждан для решения стоящих перед страной проблем? Дело в том, что для подачи идей в оформленном по всем правилам виде, с обоснованиями нужны знания, которыми большинство людей не располагает. А. Осборн решил разделить проблему так, чтобы опытные специалисты позаботились о юридическом оформлении, тогда как остальные сосредоточились бы только на выдвижении идей.

Мозговой штурм как метод очень прост. А. Осборн предусматривает наличие в нём следующих этапов:

¾    подготовительного;

¾    генерации идей;

¾    анализа и оценки идей.

Для организации процесса мозгового штурма и для управления работой назначается ведущий, который на подготовительном этапе должен понять и сформулировать задачу, определить участников для следующих этапов (лучше, если в классе после тестирования на одной стороне – генераторы идей, на другой – аналитики); обеспечить фиксацию идей (магнитофон и т.п.).

На этапе анализа мы советуем слегка отойти от рекомендаций А. Осборна. Пусть автор идеи её и обосновывает, если же он не сможет дать чёткого объяснения, то пусть это сделает любой желающий, вне зависимости от условного деления группы на генераторов идей и аналитиков. Тогда активность группы и высокий темп работы будут обеспечены.

Последовательность работы над предложенной идеей может быть следующей: обобщение идеи, выяснение принципа, оценка перспективности принципа и, наконец, его наполнение конкретным содержанием.

Пример проведения мозгового штурма

Задача.

Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несекционированными трюмами, даже при незначительной качке ведёт себя как жидкость. Такая масса причиняет много хлопот: при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу переворачивания. Предложите варианта устранения этого недостатка.

Ведущий. Ещё раз напоминаю о полном запрете критики на этапе генерации, даже взглядом, пожатием плеч, скептическим выражением лица и т.п.

(1) Генератор идей   А. Предлагаю насыпать до самого верха, до полного заполнения трюма. Тогда не будет места для перетекания. (В скобках № идеи).

(2) Генератор идей   Б. Можно ограничить свободу движения груза, прижимая его щитками сверху.

(3) Генератор идей   В. Можно сделать так, чтобы при шторме выдвигались боковые «крылья». Тогда качка не страшна.

(4) Генератор идей   Г. А можно сделать, чтобы трюм был разделен перегородкой пополам.

(5) Генератор идей   А. Лучше опускать несколько перегородок, чтобы были отсеки.

(6) Генератор идей   Д. Надо, чтобы были устройства, как на гироскопе.

(7) Генератор идей   В. Когда человек наклоняется, он выбрасывает с противоположной стороны руку. Пусть и корабль так.

(8) Генератор идей   Е. А если покрыть груз какой-нибудь покрышкой?

(9) Генератор идей   В. Побрызгать пенополиуретановой жидкостью. Я видел, так герметизируют кузова автомобилей при перевозке зерна.

(10) Генератор идей     Г. Сделать вместо окатышей крупные куски. Они сцепятся и не будут кататься.

(11) Генератор идей     Б. Заморозить груз. Сначала смочить, а потом заморозить.

Ведущий. Давай те вспомним, что мы перевозим.

(12) Генератор идей     А. Ой, можно ведь намагнитить!

(13) Генератор идей     Д. Расположить под кузовом специальную подушку и накачивать. Груз подожмётся к потолку трюма.

(14) Генератор идей     В. Тогда лучше поджимать сверху.

(15) Генератор идей     Е. Обжечь часть груза сверху, чтобы она спеклась в виде корки.

Ведущий. По правилам генерацию идей не останавливают. У нас другая ситуация. Давайте подведём черту, чтобы оценить идеи. На этом этапе можно слушать доводы сторон и разбивать их «вдребезги». Кто подал первую идею?

Генератор идей А. подал я. Но я подумал, что без специальный вибраторов это не получится. Мама засыпает в банку муку, а я её потрясу – и есть ещё много места. Снимаю своё предложение.

Аналитик Н. И вторая идея плохая. Каких же размеров должны быть щиты? Чем их прижимать?

Генератор идей Б. домкратом.

Аналитик Н. это сколько же их нужно на весь корабль?

Аналитик М. и перегородки не лучший вариант. А вот поджим воздухом сверху, как подушкой, это хорошо. Так в автомобилях сохраняют жизнь водителю. Только пусть автор покажет их решение.

Генератор идей В. Большие ёмкости из прорезиненной ткани. В свёрнутом виде – как большая труба. А накачивается бортовым компрессором.

Ведущий. А как с идеей поджима снизу?

Несколько голосов. Это же большая тяжесть. Корабли ведь огромные.

Аналитик З. А вот магнитная идея очень хорошая. И дешевле, и компактнее. Электромагниты в виде гирлянды по периметру. А не нужно – выключим.

Здесь мы прервём стенограмму ходу обсуждения идей. Скажем лишь, что в мире запатентованы идеи фиксации с помощью магнитного поля, надувных элементов, а также с изменением консистенции груза и т.д. Ребята сделали, по существу, свои первые изобретения.

Закончив обсуждение вариантов обязательно отмечаются успехи учащихся, показывая, что творчество посильно каждому.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz